ИЗ ИСТОРИИ ОЛИМПИАДЫ | Главная

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Искусство как одна из форм общественного сознания, являясь частью художественной культуры, по-прежнему остается важнейшей составляющей в воспитании эстетических потребностей обучающихся, удовлетворении материальных и духовных запросов подрастающего поколения. Формирование у ребенка эстетического восприятия действительности становится особенно актуальным. Решению этих задач способствует Олимпиада по изобразительному искусству. 
Проведение Олимпиады по изобразительному искусству имеет своей целью развитие творческих способностей школьников через активизацию деятельности учащихся в художественно-эстетической области. Олимпиада способствует как сохранению традиций академического и реалистического искусства в системе художественного образования, так и развитию креативного мышления и фантазии. Олимпиада ставит перед собой задачи повышения престижа и уровня преподавания изобразительного искусства в образовательных организациях различного типа и дальнейшего развития художественного образования.

В Олимпиаде по изобразительному искусству принимают участие дети с 5 по 11 класс. В каждой параллели предлагается выбор от трех до пяти тем. Участник может выбрать предметное рисование, декоративно-прикладное направление, рисование по впечатлению, работу в жанрах «Плакат», «Иллюстрация литературного произведения» и др. Каждый участник Олимпиады самостоятельно выбирает тему, создаёт художественный замысел и воплощает его в любой художественной технике. Работа выполняется в течение 4 часов. 

В состав Жюри входят народные и заслуженные художники, искусствоведы, академики и профессора ведущих художественных и педагогических вузов. Возглавляет жюри Сергей Андрияка - народный художник РФ, академик РАХ, ректор ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», автор собственной уникальной методики обучения изобразительному искусству, автор учебников и пособий.

Церемония награждения победителей Олимпиады проходит в киноконцертном зале Академии акварели и изящных искусств. В мероприятии принимают участие творческие коллективы и видные деятели искусства. Работы победителей олимпиады экспонируются на различных выставочных площадках. Традиционно победители и призеры Олимпиады награждаются дипломами Департамента образования города Москвы, подарками от ведущих мировых производителей художественных материалов и издательств. Ежегодно победители, учащиеся старших классов, премируются Грантом Мэра города Москвы. 
Многие победители и призёры Олимпиады по окончании общеобразовательных школ продолжают учёбу в ведущих художественных вузах Москвы.

ВЕХИ МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Олимпиада по изобразительному искусству имеет многолетнюю историю:
2000 год – ЦНХО и МИОО проводят первую заочную олимпиаду, с отбором работ и подведением итогов выставкой в залах ЦНХО.
2001 год - установился очный порядок, состоящий из трёх этапов: школьного или территориального, окружного, и городского. В Олимпиаде принимают участие дети с 5 по 11 класс.
2005 год - темы стали объявляться непосредственно на олимпиаде.
2006 год - для участников введены регистрационные номера, позволяющие сохранить строгую конфиденциальность.
2007 год - работы рассматривались с учётом четырёх выработанных коллегиально критериев, а в 2008 с учётом пяти. Состоялось награждение всех победителей Олимпиады дипломами и подарками от ведущих мировых производителей художественных материалов: завода художественных красок «Невская палитра» и компании «Faber Castel» из Германии. Во время прохождения Олимпиады для педагогов организуются обучающие семинары, мастер-классы, встречи по обмену опытом.
2010 год – введена 100 бальная школа оценивания, (каждый критерий не более 20 баллов)
1 место – от 96 до 100 баллов
2 место – от 91 до 95 баллов
3 место – от 85 до 90 баллов
С этого же года удалось выработать единые требования и подходы в организации Олимпиады, теперь 3 тур (окружной), как и заключительный (городской) проводится в два назначенных дня для учащихся всех школ города Москвы.
2011 - 2012 годы - впервые победители и призеры заключительного этапа, учащиеся 9-11 классов, выполняли свои творческие работы на территории Академии Акварели и изящных искусств. Пять человек были премированы бесплатным обучением на курсах акварели, также старшеклассникам была предоставлена возможность выполнять свои творческие работы в выставочных залах Института русского реалистического искусства среди подлинных произведений искусства. 
2014 год - вводятся номинации: "Рисунок на тему", "Рисование с натуры", "Рисунок на компьютере", "Скульптура".
2016 год 
- организовывается Московская олимпиада по изобразительному искусству для учащихся начальной школы "Изображение и слово". Все годы работой жюри Олимпиады руководит директор ЦНХО МИОО, народный художник России, академик РАО и РАХ, лауреат Государственных премий профессор Б.М.Неменский.
2017 год - в олимпиадное движение активно включаются московские ВУЗы: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова, Московский педагогический  государственный университет, который также становится базой для проведения заключительного этапа Олимпиады.
     Появляются новые варианты заданий. Впервые проводится дистанционный тур олимпиады, в котором могут принять участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые критерии и новая система оценивания. Участники заключительного этапа получают доступ к своим работам через личный кабинет и получают возможность дистанционно пообщаться с жюри.
     В качестве методического сопровождения Олимпиады состоялись мастер-классы ведущих педагогов Академии акварели и изящных искусств и несколько круглых столов, в которых участвовали организаторы Олимпиады и представители точек проведения. В рамках научно-практической конференции состоялся семинар для учителей «Формы и методы работы с одаренными детьми на занятиях по изобразительному искусству». 
2018 год – впервые состоялся дистанционный теоретический тур олимпиады:  школьники отвечали на теоретические вопросы, проявляли познания в области культуры и изобразительного искусства. Далее следовал основной тур – практический, участникам которого было предложено 22 варианта заданий. Явное предпочтение дети отдали заданию, в котором надо было нарисовать натюрморт по представлению. Ученики 5-6 классов с удовольствием рисовали свой завтрак, 7-8 классов сочиняли натюрморт на тему «Кукольный театр». Задание, связанное с натюрмортом, выбирали и старшеклассники, которым нужно было придумать композицию с предложенными предметами.
Популярностью пользовалось иллюстративное рисование. На первом туре олимпиады школьникам были предложены небольшие литературные зарисовки Михаила Пришвина. В апреле 2019г. в доме-музее Пришвина состоялась выставка детских работ - призеров первого тура Олимпиады. 
2019 год – в дистанционном теоретическом туре приняло участие более восьми тысяч человек. Вопросы теоретического тура помогали участникам осмыслить критерии проверки и подготовиться к следующим этапам. 
Задания, связанные с иллюстративным рисованием, были посвящены творчеству Тютчева. Ребята прекрасно справились с восприятием и созданием художественного образа для непростых литературных отрывков. Заключительная выставка работ победителей открылась в доме-музее «Мураново» 24 марта 2021г. В отзывах, оставленных на выставке, отмечалось, что работы удивляют своим мастерством, высоким качеством исполнения, нередко сочетающимся и с глубиной восприятия поэтического замысла. Иллюстрации младших участников конкурса изумляют и восхищают своей непосредственностью, живостью, сочетающейся с хорошо развитым вкусом и уже зарождающейся собственной манерой в творчестве. Особый интерес у участников вызвало написание портретов с натуры, которое в этом году было организовано в нескольких точках проведения. 
2020 год – впервые теоретический тур стал обязательным для детей, прошедших на второй заключительный этап олимпиады. Вопросы ставили своей целью подготовку детей к критериям оценивания их работ. Впервые первый этап прошел в дистанционном формате. Значительно расширилась география регионов, принявших участие в Олимпиаде. Был представлен 21 регион, присоединились дети из Улан-Уде, Йошкар-Олы, Нижнего Тагила, Сургута, Севастополя, Перми. 
В составлении заданий и проверке первого этапа Олимпиады приняли участия коллеги Санкт-Петербургского Университета. Традиционным стало сотрудничество с Домом-музеем Пришвина. На заключительном этапе дети выполняли работу по литературным зарисовкам этого автора. Запланирована выставка лучших работ в музее-заповеднике.

 
 
 
ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП 5-8 классы ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП 9-11 классы ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 5-8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 9-11 классы ЗАДАНИЯ И КРИТЕРИИ ПАМЯТКА УЧАСТНИКА КАЛЕНДАРЬ
  Очно Заочно Сроки
Регистрация   V 16.11-5.12
Теоретич.тур   V 29.11-5.12
Практич.тур   V 4 и 5
декабря
Заключ.этап V   5 февр.
Дипломы